Описание психотехнического исследования и его
сравнительный анализ с "классическим”, академическим исследованием
(Василюк Ф. Е., 2003) в методологическом плане очень важно для
понимания кризиса современного практического человекознания,
недостаточной эффективности устоявшейся социальной практики и
существующей системы подготовки специалистов (психологов, социальных
педагогов, учителей, врачей и др.). В построении сравнения
академического, или естественнонаучного, познания и психотехнического
познания на примере развития психологии Ф. Е. Василюк опирался на идеи
Л. С. Выготского о том, что для преодоления кризиса в психологии (еще в
1927 году!) практика должна стать ее краеугольным камнем, а наука
должна содержать в своем устройстве практику как "конструктивный
принцип”.
Ф. Е. Василюк показал, что сегодня уже, "к сожалению, приходится диагностировать не кризис, но схизис
нашей психологии, ее расщепление. Психологическая практика и
психологическая наука живут параллельной жизнью как две субличности
расщепленной личности: у них нет взаимного интереса друг к другу,
разные авторитеты. … Есть и другие симптомы схизиса, но наиболее
опасное, что консервирует всю ситуацию и в первую очередь нуждается в
исправлении, состоит в том, что ни исследователи, ни сами практики не
видят научного, теоретического, методологического значения практики. А
между тем для психологии сейчас нет ничего теоретичнее хорошей
практики” (Василюк Ф. Е., 2003). Василюк убедительно доказал, что в его
трактовке идеи Л. С. Выготского по-прежнему актуальны и продуктивны для
разрешения сегодняшних противоречий между психологической теорией и
психологической практикой.
Результаты сопоставительного анализа
естественнонаучного (академического) и психотехнического познания по
Ф.Е.Василюку с дополнениями Е.Н.Чесноковой могут быть компактно
представлены в следующей таблице.
Таблица. Результаты сопоставительного анализа естественнонаучного и психотехнического познания по Ф.Е.Василюку (2003)
Аспект познания
|
Естественнонаучное познание
|
Психотехническое познание
|
Философия
|
Гносеологизм
|
Философия практики
|
Ценности
|
Внешние по отношению к познанию
|
Имманентны процессу познания
|
Адресат
|
Академический психолог или специалист другой профессии
|
Специалист-практик
|
Субъект познания
|
Нейтральный, отстраненный наблюдатель
|
Заинтересованный, участный, диалогический "совокупный субъект”
|
Контакт
|
Минимизированный, стандартизированный, эмоционально нейтральный. Связывает субъект и объект.
|
Интенсивный, уникальный, эмоциональный. Объединяет, включает в себя субъектов психотехнической ситуации.
|
Процесс и процедуры исследования
|
Жесткие, неизменные в пределах данного опыта программы процедур
|
Гибкие, уникальные процедуры, тонко реагирующие на текущую ситуацию опыта
|
Знания
|
Знание
неперсонализированное, в третьем лице, о "них”. Знание, слово
испытуемого о себе лишь один из фактов для научного анализа. Это знание
неадекватно диалогу
|
Знание личностное, смысловое. Знание "о тебе”, "о себе”, "о нас”, в то же время знание "твое”, "мое”, "наше”.
|
Предмет и метод
|
Метод выделяет предмет из реальности и представляет его в "форме объекта”, наблюдаемого извне.
|
Метод объединяет участников психотехнической ситуации и сам становится предметом исследования
|
Центральный предмет
|
К центральному предмету подбирается адекватный метод исследования
|
К
эффективному практическому методу подбирается центральный предмет, для
которого этот же метод является оптимальным методом исследования |
|