Вторник, 07.05.2024, 04:05
Путеводитель в жизни для детей сирот
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Мои статьи [17]
Поиск
Рейтинг@Mail.ru
Главная » Статьи » Мои статьи

Психотехническое исследование
Описание психотехнического исследования и его сравнительный анализ с "классическим”, академическим исследованием (Василюк Ф. Е., 2003) в методологическом плане очень важно для понимания кризиса современного практического человекознания, недостаточной эффективности устоявшейся социальной практики и существующей системы подготовки специалистов (психологов, социальных педагогов, учителей, врачей и др.). В построении сравнения академического, или естественнонаучного, познания и психотехнического познания на примере развития психологии Ф. Е. Василюк опирался на идеи Л. С. Выготского о том, что для преодоления кризиса в психологии (еще в 1927 году!) практика должна стать ее краеугольным камнем, а наука должна содержать в своем устройстве практику как "конструктивный принцип”.
Ф. Е. Василюк показал, что сегодня уже, "к сожалению, приходится диагностировать не кризис, но схизис нашей психологии, ее расщепление. Психологическая практика и психологическая наука живут параллельной жизнью как две субличности расщепленной личности: у них нет взаимного интереса друг к другу, разные авторитеты. … Есть и другие симптомы схизиса, но наиболее опасное, что консервирует всю ситуацию и в первую очередь нуждается в исправлении, состоит в том, что ни исследователи, ни сами практики не видят научного, теоретического, методологического значения практики. А между тем для психологии сейчас нет ничего теоретичнее хорошей практики” (Василюк Ф. Е., 2003). Василюк убедительно доказал, что в его трактовке идеи Л. С. Выготского по-прежнему актуальны и продуктивны для разрешения сегодняшних противоречий между психологической теорией и психологической практикой.
Результаты сопоставительного анализа естественнонаучного (академического) и психотехнического познания по Ф.Е.Василюку с дополнениями Е.Н.Чесноковой могут быть компактно представлены в следующей таблице.
Таблица. Результаты сопоставительного анализа естественнонаучного и психотехнического познания по Ф.Е.Василюку (2003)
Аспект познания
Естественнонаучное познание
Психотехническое познание
Философия
Гносеологизм
Философия практики
Ценности
Внешние по отношению к познанию
Имманентны процессу познания
Адресат
Академический психолог или специалист другой профессии
Специалист-практик
Субъект познания
Нейтральный, отстраненный наблюдатель
Заинтересованный, участный, диалогический "совокупный субъект”
Контакт
Минимизированный, стандартизированный, эмоционально нейтральный. Связывает субъект и объект.
Интенсивный, уникальный, эмоциональный. Объединяет, включает в себя субъектов психотехнической ситуации.
Процесс и процедуры исследования
Жесткие, неизменные в пределах данного опыта программы процедур
Гибкие, уникальные процедуры, тонко реагирующие на текущую ситуацию опыта
Знания
Знание неперсонализированное, в третьем лице, о "них”. Знание, слово испытуемого о себе лишь один из фактов для научного анализа. Это знание неадекватно диалогу
Знание личностное, смысловое. Знание "о тебе”, "о себе”, "о нас”, в то же время знание "твое”, "мое”, "наше”.
Предмет и метод
Метод выделяет предмет из реальности и представляет его в "форме объекта”, наблюдаемого извне.
Метод объединяет участников психотехнической ситуации и сам становится предметом исследования
Центральный предмет
К центральному предмету подбирается адекватный метод исследования
К эффективному практическому методу подбирается центральный предмет, для которого этот же метод является оптимальным методом исследования
Категория: Мои статьи | Добавил: Sub-Zero (05.12.2009)
Просмотров: 3298 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Copyright MyCorp © 2024