На основе критериев психотехнического познания
основные положения концепции развивающего диалога и процесс
психотехнического изучения диалога в диалоге могут быть представлены в
следующей таблице (Е.Н.Чеснокова, 2005). Как отмечает Е.Н.Чеснокова
смена методологической парадигмы с традиционной на диалогическую может
произойти только в процессе непосредственной деятельности, которая
непрерывно подвергается рефлексии. На практике этот переход к философии
субъект-субъктных отношений специалиста с клиентами целевой группы
занимает минимум два года.
Таблица. Процесс психотехнического изучения диалога в диалоге
Аспект познания
|
Психотехническое познание
|
Исследование /познание диалога
|
Философия
|
Философия практики
|
Философия диалогических отношений в действии (не может быть использована спонтанно, по вдохновению)
|
Ценности
|
Имманентны процессу познания
|
Интерес,
вера, любовь, уважение, порождающие права: быть выслушанным и
услышанным, на признание ценности личный опыт каждого, потребности,
выбора, принятия решения и т.д. как основа демократических ценностей
|
Адресат
|
Психолог-практик
|
Практикующий
диалог (психолог, консультант, учитель, воспитатель, родитель и т. д.).
Практика диалога "не обслуживает” другого профессионала вместо
первичного потребителя (ученика/ребенка), но ее первичным потребителем
становится любой заинтересованный (в т. ч. и профессионал) в развитии
своем и другого, и через него практика диалога, как круги по воде,
доходит до ребенка и ученика, других специалистов, своих близких.
|
Субъект познания
|
Заинтересованный, участный, совокупный субъект
Диалогический "совокупный субъект”
|
Группа
добровольных, равноправных участников-партнеров, со-исследователей.
Ведущий: моделируют философию диалогических отношений в действии, т. е.
является гарантом прав участников и организует процесс группового
исследования диалога в диалоге же; основная роль ведущего – играть как
можно меньше какую-либо роль.
|
Контакт/ отношения
|
Интенсивный, уникальный, эмоциональный. Объединяет, включает в себя субъектов психотехнической ситуации.
|
Отношения
в диалоге выражаются в действии (операционально): интерес – вступаю в
личный контакт; вера – отказываюсь от ожиданий, любовь – вижу, слышу и
чувствую; уважение – соблюдаю права. Форма работы: в круге
|
Процесс и процедуры исследования
|
Гибкие, уникальные процедуры, тонко реагирующие на текущую ситуацию опыта
|
Исследование
опыта и потребностей участников; включение поиска/мотивации;
исследование точек противоречия (внутренних трудностей) и превращения
их в точки развития; передача ответственности; позитивная обратная
связь, обобщение.
|
Знания
|
Знание личностное, смысловое. Знание "о тебе”, "о себе”, "о нас”, в то же время знание "твое”, "мое”, "наше”
|
Знание
– новое обобщенное и ре-структурированное, "наше” знание, для которого
найдена рамка, объединяющая все контексты, все позиции, все точки
зрения: "твою” и "мою”. Это знание адекватно диалогу.
|
Предмет и метод
|
Метод объединяет участников психотехнической ситуации и сам становится предметом исследования
|
Диалог объединяет участников ситуации познания и овладения диалогом и сам становится предметом исследования.
|
Центральный предмет
|
К
эффективному практическому методу подбирается центральный предмет, для
которого этот же метод является оптимальным методом исследования
|
Для
"нащупанного в живом опыте” эффективного практического применения
диалога было необходимо создать модель диалогических отношений, для
того чтобы из факта личного искусства превратить диалог в транслируемый
и воспроизводимый метод образования, воспитания и развития. Так
появился центральный предмет исследования – "отношения в диалоге” и их
отображение в динамическую системную модель, которая сделала
"доступной” переводу аналоговую, аффективную и невербальную часть
двуязычной природы диалога в символическую, когнитивно-поведенческую,
вербальную.
А развивающий диалог сам выступил оптимальным методом исследования собственной природы. |
|