История одной самоидентификации В течение многолетней практической работы с
подростками и их семьями мы (здесь и далее – команда специалистов
Центра "Перекресток” Московского городского психолого-педагогического
Университета) искали ответ на вопрос – как быть эффективными в оказании
им социальной и психологической помощи?
В поисках ответов мы находили точки пересечения
своего подхода с известными и очень уважаемыми направлениями мировых
психологических школ: клиент – ориентированным гуманистическим подходом
К. Роджерса и культурно – исторической теорией Л.С. Выготского,
ценностями экзистенциальной психотерапии, идеями гештальт – подхода
Ф.Перлза, методами системной семейной и процессуальной психотерапии,
ноне могли "уложить” свою практику в рамки какого либо из существующих
подходов.
В результате исканий мы пришли к выводу, что одни
и те же формы и методы работы кардинально меняются в зависимости от
ценностей человека, их применяющего, и его взгляда на ситуацию. В
течение многих лет, занимаясь рефлексией собственной деятельности, мы
ограничивались перечислением важнейших ценностей, принципов, позиций,
этапов работы, звучно называя концепцию своей работы – "наш подход”. Мы
понимали, что работаем с подростками не совсем так, как это принято в
традиционной на сегодняшний день социальной и психологической практике.
Мы долго искали подходящее определение, но никакое
из существующих, не казалось нам достаточно точно отражающим смысл
нашей практики. Три года назад, благодаря сотрудничеству с Центром
"Судебно-правовая реформа” мы стали глубоко знакомиться с программами
восстановительного правосудия, и по мере освоения и проникновения в эту
область увидели идею, наиболее точно отражающую смысл нашей собственной
практической деятельности – идею восстановления.
Восстановительное правосудие основано на
традиционных народных практиках реагирования на правонарушения и
является альтернативным карательному правосудию. Основное отличие
заключается в идее замещения наказания государством на ответственное
возмещение ущерба самим правонарушителем. Другими словами,
восстановительный подход в правосудии дает возможность исправить
ситуацию, т.е. восстановить ситуацию в широком смысле этого слова –
восстановить отношения в социальной системе, восстановить возможность
конструктивного взаимодействия всех участников ситуации.
Термин "восстановительный”, на наш взгляд,
наиболее глубоко передает смысл нашей практической работы –
восстановление нарушенной социально-психологической ситуации,
восстановление социальных связей, восстановление способности к
развитию. Мы попробовали рассмотреть свою практику с точки зрения
принципов восстановительного правосудия, осмыслить ее как
"восстановительную” и расширить восстановительный подход на другие
сферы работы с людьми – на социальную сферу в целом.
Следующим этапом было определение понятия
"подход”. По результатам рефлексии собственной практической
деятельности и работы регулярного методологического семинара, мы
определились с тем, что любую практику можно считать подходом только
при наличии в ней совокупности следующих составляющих.
Принципы реализуют ценностную базу подхода,
определяют место подхода в культуре. Принципы разделяются носителями
подхода, деятелями, работающими в русле этого подхода.
- Концепция проблемной ситуации
Проблемная ситуация описывается через призму
принципов подхода, теоретическая модель проблемной ситуации является
основанием для соотношения с другими подходами.
- Совокупность методов и форм работы
Принципы подхода, концептуальное видение проблемной ситуации определяют выбор форм и методов работы.
Также нам стало очевидно, что если мы хотим, чтобы
наш подход был живым и развивающимся, то помимо наполнения содержанием
вышеуказанных трех составляющих, необходима постоянная рефлексия,
связывающая ежедневную деятельность с теорией и ценностями.
Основные принципы восстановительного подхода:
- Ориентация на субъект - субъективное взаимодействие:
признание того факта, что каждый участник взаимодействия (человек или
социальная группа) имеет свое собственное представление о ситуации,
свои интересы, потребности, т.е. рассматривает ситуацию со своей
субъективной позиции. При этом все субъективные позиции должны
приниматься во внимание при поиске решения как обладающие равной
ценностью и имеющие свои веские основания.
- Активная ответственность: только
сам участник взаимодействия может определить свою позицию, найти формы
ее выражения, оценить степень соответствия решений, своим интересам и
потребностям и принять ответственность за свои действия. Только
принимая ответственность, осознавая ее границы, человек может идти по
пути конструктивных изменений своей жизненной ситуации, и специалист
является его активным помощником на этом пути.
- Партнерство:
равенство позиций специалиста и клиента в процессе сотрудничества.
Только партнерские отношения с подростком и его семьей в процессе
сознательного сотрудничества могут привести к позитивным долгосрочным
изменениям.
- Развитие: мы стремимся работать с
нашими клиентами (подростками, их родителями и специалистами) в "зоне
ближайшего развития”, помогая им искать способы и ресурсы для
удовлетворения своих актуальных потребностей, решения насущных
жизненных задач, преодоления трудностей, тем самым, расширяя спектр
новых возможностей.
- Социальность или рассмотрение трудной ситуации человека в контексте социального окружения:
предполагая, что субъективные позиции каждого участника ситуации
равнообоснованы, мы смещаем локус проблемы, а пространство их
взаимодействия. Решение проблемы находиться в социальной плоскости –
сложная ситуация становиться предметом обсуждения. Более того, только
ближайшее социальное окружение может стать для подростка полноценным
ресурсом для развития и поддержкой в движении по изменению своей
ситуации.
- Системность: мы рассматриваем социальные
сообщества, семью, педагогический коллектив, класс и любые другие
сообщества, не как механическое объединение разных личностей, а как
систему, которой присущи уникальные свойства, обладающую качественным
своеобразием; когда целое становиться больше, чем сумма его частей.
- Ориентация на ресурс: мы
рассматриваем каждого человека, семью, сообщество, как обладающих
собственными ресурсами для качественного улучшения жизненной ситуации,
для развития, сколь бы "проблемной”, "неблагополучной” ситуация не
выглядела. Мы верим, что у любого ребенка, подростка, взрослого, каким
бы "трудным”, "проблемным” он ни казался, есть ресурс для развития, и в
каждой проблемной ситуации заложены возможности для ее разрешения.
Концепция проблемной ситуации, разработанная в рамках восстановительного подход
Базовые положения, лежащие в основе нашего представления о проблемной ситуации подростка.
- Под ситуацией, которую мы считаем проблемной и определяем
как ситуацию социально-психологической дезадаптации (СПД) подростка, мы
понимаем нарушение взаимосвязей между подростком, социальными
институтами естественного социального и психологического развития
подростка.
Нарушение связей возникает
вследствие несовпадения поведения одних участников ситуации (в
большинстве случаев – ребенка или подростка) ожиданиями других
(родителей и учителей), что делает ситуацию конфликтной. При отсутствии
механизмов и опыта конструктивного разрешения конфликтных ситуаций у
участников, возникший конфликт имеет тенденцию к распространению.
Разрушение и искажение социальных связей, приводит к кардинальному
изменению социальной ситуации подростка. Его основные потребности не
удовлетворяются в существующей системе отношений, возможности развития
сведены к минимуму. У подростка возникает ощущение отвержения, что
приводит к его обиде на окружающих его людей, что в свою очередь,
порождает новые конфликты. Таким образом, ситуация СПД возникает
как следствие неконструктивных попыток разрешения конфликтных
(проблемных, кризисных) ситуаций, естественным образом возникающих в
ходе социального взаимодействия между развивающимся подростком и его
изменяющемся окружением. К ее появлению приводят не сами по себе
индивидуальные особенности участников ситуации, хотя они и играют
существенную роль в содержании конфликта, а неконструктивное
взаимодействие. - Различные проявления девиантного
поведения, включая прогулы школы, правонарушения, бродяжничество,
употребление алкоголя и наркотиков, участие в экстремистских и
криминальных группировках, представляют собой симптомы, сопутствующие
ситуации социально-психологической дезадаптации подростков. Более того,
перечисленные симптомы являются способами, с помощью которым подросток
пытается справляться с возникающими у него сложностями и найти
возможности для реализации своих естественных потребностей и развития.
- Попытка
устранения симптома без учета ситуации во всей ее целостности, без
восстановления нарушенных связей, способности подростка, его семьи, их
устанавливать и поддерживать, не может привести к качественному
улучшению ситуации. Оно возможно только при условии изменения отношения
к ситуации ее ключевых участников и построения новых, конструктивных
отношений между ними, в основе которых лежит партнерство и личная
ответственность каждого участника. Таким образом, каждая ситуация
определяется ее актуальными и потенциальными участниками, а так же
характером их взаимодействия. В ней заложены как конфликты и
противоречия, так и ресурсы изменения и развития.
Задачи, определяемые восстановительным подходом к выбору методов практической работы
Целью практической реализации восстановительного подхода
является конструктивная социальная интеграция людей и социальных групп,
отчужденных, исключенных, вытесненных из активного участия в социальных
процессах, через организацию конструктивного взаимодействия
(развивающего контакта, диалога) по поводу такого разрешения проблемной
ситуации, которое бы учитывала интересы (потребности, желания,
возможности) всех участников проблемной ситуации.
Задача специалистов найти вместе с подростком и
его ближайшим окружением способ адекватного и эффективного реагирования
на ситуацию, к которой подросток приспосабливался "девиантным”
способом. Целью работы с подростками становиться восстановление
возможностей и ресурсов развития подростка, устранений препятствий на
пути этого развития, содействие его движению на пути самореализации,
личностного становления. Условие успеха - контакт, в основе которого
принятие взрослым подростка как самоценной развивающейся личности,
способный совершать свободный ответственный выбор, обладающей
потенциалом творческой самореализации.
Каким образом можно социальную ситуацию развития
подростка из ситуации дезадаптации переструктурировать в ситуацию
развивающую и ресурсную? Какой должна быть технология такого
переструктурирования?
Для того чтобы решить эту проблему нужно
обоснованно выбирать средства, механизмы, формы работы с ситуацией
подростка, апробировать их на практике, проводить анализ полученных
результатов, оценивать эффективность – насколько именно такие формы
работы конструктивно меняют ситуацию подростка.
Восстановительный подход на практике ставит перед собой следующие задачи:
- Анализ ситуации подростка и его личных особенностей, понимание того, к чему именно он пытается приспособиться;
- Установление
персонализированного контакта, с ребенком и его социальным окружением.
Следуя принципам восстановительного подхода такой контакт обязательно
должен быть развивающим, т.е. интересным и нужным не только подростку,
но и специалисту;
- Подросток и семья являются партнерами
специалистов в деятельности по конструктивной переорганизации
проблемной или кризисной ситуации. Описанные выше принципы активной
ответственности и субъект-субъктных отношений требует постоянного
сотрудничества специалистов и клиентов на пути восстановления ситуации
развития;
- Разработка программ реабилитации, задачами
которых являются восстановление или становление новых способностей,
оказание психологической и медицинской помощи, освоение внутренних
личностных ресурсов и др.;
- Разработка программ
реинтеграции, задачами которых являются восстановление и становление
конструктивных и эффективных связей с ближайшим и значимым окружением и
сообществом в целом, необходимых как для его дальнейшей социальной
адаптации, так и в качестве основы для поиска ресурсов для его развития
и реабилитации;
- Разработка социальных программ по
заглаживанию вреда, причиненного противоправными или девиантными
действиями подростка, необходимые для постепенной передачи подростку
ответственности за уже совершенные действия, так и за перспективы
построения своей дальнейшей жизни.
|