Вторник, 07.05.2024, 05:44
Путеводитель в жизни для детей сирот
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Мои статьи [17]
Поиск
Рейтинг@Mail.ru
Главная » Статьи » Мои статьи

Восстановительный подход.
 
История одной самоидентификации
В течение многолетней практической работы с подростками и их семьями мы (здесь и далее – команда специалистов Центра "Перекресток” Московского городского психолого-педагогического Университета) искали ответ на вопрос – как быть эффективными в оказании им социальной и психологической помощи?
В поисках ответов мы находили точки пересечения своего подхода с известными и очень уважаемыми направлениями мировых психологических школ: клиент – ориентированным гуманистическим подходом К. Роджерса и культурно – исторической теорией Л.С. Выготского, ценностями экзистенциальной психотерапии, идеями гештальт – подхода Ф.Перлза, методами системной семейной и процессуальной психотерапии, ноне могли "уложить” свою практику в рамки какого либо из существующих подходов.
В результате исканий мы пришли к выводу, что одни и те же формы и методы работы кардинально меняются в зависимости от ценностей человека, их применяющего, и его взгляда на ситуацию. В течение многих лет, занимаясь рефлексией собственной деятельности, мы ограничивались перечислением важнейших ценностей, принципов, позиций, этапов работы, звучно называя концепцию своей работы – "наш подход”. Мы понимали, что работаем с подростками не совсем так, как это принято в традиционной на сегодняшний день социальной и психологической практике.
Мы долго искали подходящее определение, но никакое из существующих, не казалось нам достаточно точно отражающим смысл нашей практики. Три года назад, благодаря сотрудничеству с Центром "Судебно-правовая реформа” мы стали глубоко знакомиться с программами восстановительного правосудия, и по мере освоения и проникновения в эту область увидели идею, наиболее точно отражающую смысл нашей собственной практической деятельности – идею восстановления.
Восстановительное правосудие основано на традиционных народных практиках реагирования на правонарушения и является альтернативным карательному правосудию. Основное отличие заключается в идее замещения наказания государством на ответственное возмещение ущерба самим правонарушителем. Другими словами, восстановительный подход в правосудии дает возможность исправить ситуацию, т.е. восстановить ситуацию в широком смысле этого слова – восстановить отношения в социальной системе, восстановить возможность конструктивного взаимодействия всех участников ситуации.
Термин "восстановительный”, на наш взгляд, наиболее глубоко передает смысл нашей практической работы – восстановление нарушенной социально-психологической ситуации, восстановление социальных связей, восстановление способности к развитию. Мы попробовали рассмотреть свою практику с точки зрения принципов восстановительного правосудия, осмыслить ее как "восстановительную” и расширить восстановительный подход на другие сферы работы с людьми – на социальную сферу в целом.
Следующим этапом было определение понятия "подход”. По результатам рефлексии собственной практической деятельности и работы регулярного методологического семинара, мы определились с тем, что любую практику можно считать подходом только при наличии в ней совокупности следующих составляющих.
  • Принципы
Принципы реализуют ценностную базу подхода, определяют место подхода в культуре. Принципы разделяются носителями подхода, деятелями, работающими в русле этого подхода.
  • Концепция проблемной ситуации
Проблемная ситуация описывается через призму принципов подхода, теоретическая модель проблемной ситуации является основанием для соотношения с другими подходами.
  • Совокупность методов и форм работы
Принципы подхода, концептуальное видение проблемной ситуации определяют выбор форм и методов работы.
Также нам стало очевидно, что если мы хотим, чтобы наш подход был живым и развивающимся, то помимо наполнения содержанием вышеуказанных трех составляющих, необходима постоянная рефлексия, связывающая ежедневную деятельность с теорией и ценностями.
Основные принципы восстановительного подхода:
  • Ориентация на субъект - субъективное взаимодействие: признание того факта, что каждый участник взаимодействия (человек или социальная группа) имеет свое собственное представление о ситуации, свои интересы, потребности, т.е. рассматривает ситуацию со своей субъективной позиции. При этом все субъективные позиции должны приниматься во внимание при поиске решения как обладающие равной ценностью и имеющие свои веские основания.
  • Активная ответственность: только сам участник взаимодействия может определить свою позицию, найти формы ее выражения, оценить степень соответствия решений, своим интересам и потребностям и принять ответственность за свои действия. Только принимая ответственность, осознавая ее границы, человек может идти по пути конструктивных изменений своей жизненной ситуации, и специалист является его активным помощником на этом пути.
  • Партнерство: равенство позиций специалиста и клиента в процессе сотрудничества. Только партнерские отношения с подростком и его семьей в процессе сознательного сотрудничества могут привести к позитивным долгосрочным изменениям.
  • Развитие: мы стремимся работать с нашими клиентами (подростками, их родителями и специалистами) в "зоне ближайшего развития”, помогая им искать способы и ресурсы для удовлетворения своих актуальных потребностей, решения насущных жизненных задач, преодоления трудностей, тем самым, расширяя спектр новых возможностей.
  • Социальность или рассмотрение трудной ситуации человека в контексте социального окружения: предполагая, что субъективные позиции каждого участника ситуации равнообоснованы, мы смещаем локус проблемы, а пространство их взаимодействия. Решение проблемы находиться в социальной плоскости – сложная ситуация становиться предметом обсуждения. Более того, только ближайшее социальное окружение может стать для подростка полноценным ресурсом для развития и поддержкой в движении по изменению своей ситуации.
  • Системность: мы рассматриваем социальные сообщества, семью, педагогический коллектив, класс и любые другие сообщества, не как механическое объединение разных личностей, а как систему, которой присущи уникальные свойства, обладающую качественным своеобразием; когда целое становиться больше, чем сумма его частей.
  • Ориентация на ресурс: мы рассматриваем каждого человека, семью, сообщество, как обладающих собственными ресурсами для качественного улучшения жизненной ситуации, для развития, сколь бы "проблемной”, "неблагополучной” ситуация не выглядела. Мы верим, что у любого ребенка, подростка, взрослого, каким бы "трудным”, "проблемным” он ни казался, есть ресурс для развития, и в каждой проблемной ситуации заложены возможности для ее разрешения.
Концепция проблемной ситуации, разработанная в рамках восстановительного подход
Базовые положения, лежащие в основе нашего представления о проблемной ситуации подростка.
  1. Под ситуацией, которую мы считаем проблемной и определяем как ситуацию социально-психологической дезадаптации (СПД) подростка, мы понимаем нарушение взаимосвязей между подростком, социальными институтами естественного социального и психологического развития подростка.
  2. Нарушение связей возникает вследствие несовпадения поведения одних участников ситуации (в большинстве случаев – ребенка или подростка) ожиданиями других (родителей и учителей), что делает ситуацию конфликтной. При отсутствии механизмов и опыта конструктивного разрешения конфликтных ситуаций у участников, возникший конфликт имеет тенденцию к распространению. Разрушение и искажение социальных связей, приводит к кардинальному изменению социальной ситуации подростка. Его основные потребности не удовлетворяются в существующей системе отношений, возможности развития сведены к минимуму. У подростка возникает ощущение отвержения, что приводит к его обиде на окружающих его людей, что в свою очередь, порождает новые конфликты.
    Таким образом, ситуация СПД возникает как следствие неконструктивных попыток разрешения конфликтных (проблемных, кризисных) ситуаций, естественным образом возникающих в ходе социального взаимодействия между развивающимся подростком и его изменяющемся окружением. К ее появлению приводят не сами по себе индивидуальные особенности участников ситуации, хотя они и играют существенную роль в содержании конфликта, а неконструктивное взаимодействие.
  3. Различные проявления девиантного поведения, включая прогулы школы, правонарушения, бродяжничество, употребление алкоголя и наркотиков, участие в экстремистских и криминальных группировках, представляют собой симптомы, сопутствующие ситуации социально-психологической дезадаптации подростков. Более того, перечисленные симптомы являются способами, с помощью которым подросток пытается справляться с возникающими у него сложностями и найти возможности для реализации своих естественных потребностей и развития.
  4. Попытка устранения симптома без учета ситуации во всей ее целостности, без восстановления нарушенных связей, способности подростка, его семьи, их устанавливать и поддерживать, не может привести к качественному улучшению ситуации. Оно возможно только при условии изменения отношения к ситуации ее ключевых участников и построения новых, конструктивных отношений между ними, в основе которых лежит партнерство и личная ответственность каждого участника. Таким образом, каждая ситуация определяется ее актуальными и потенциальными участниками, а так же характером их взаимодействия. В ней заложены как конфликты и противоречия, так и ресурсы изменения и развития.
Задачи, определяемые восстановительным подходом к выбору методов практической работы
Целью практической реализации восстановительного подхода является конструктивная социальная интеграция людей и социальных групп, отчужденных, исключенных, вытесненных из активного участия в социальных процессах, через организацию конструктивного взаимодействия (развивающего контакта, диалога) по поводу такого разрешения проблемной ситуации, которое бы учитывала интересы (потребности, желания, возможности) всех участников проблемной ситуации.
Задача специалистов найти вместе с подростком и его ближайшим окружением способ адекватного и эффективного реагирования на ситуацию, к которой подросток приспосабливался "девиантным” способом. Целью работы с подростками становиться восстановление возможностей и ресурсов развития подростка, устранений препятствий на пути этого развития, содействие его движению на пути самореализации, личностного становления. Условие успеха - контакт, в основе которого принятие взрослым подростка как самоценной развивающейся личности, способный совершать свободный ответственный выбор, обладающей потенциалом творческой самореализации.
Каким образом можно социальную ситуацию развития подростка из ситуации дезадаптации переструктурировать в ситуацию развивающую и ресурсную? Какой должна быть технология такого переструктурирования?
Для того чтобы решить эту проблему нужно обоснованно выбирать средства, механизмы, формы работы с ситуацией подростка, апробировать их на практике, проводить анализ полученных результатов, оценивать эффективность – насколько именно такие формы работы конструктивно меняют ситуацию подростка.
Восстановительный подход на практике ставит перед собой следующие задачи:
  • Анализ ситуации подростка и его личных особенностей, понимание того, к чему именно он пытается приспособиться;
  • Установление персонализированного контакта, с ребенком и его социальным окружением. Следуя принципам восстановительного подхода такой контакт обязательно должен быть развивающим, т.е. интересным и нужным не только подростку, но и специалисту;
  • Подросток и семья являются партнерами специалистов в деятельности по конструктивной переорганизации проблемной или кризисной ситуации. Описанные выше принципы активной ответственности и субъект-субъктных отношений требует постоянного сотрудничества специалистов и клиентов на пути восстановления ситуации развития;
  • Разработка программ реабилитации, задачами которых являются восстановление или становление новых способностей, оказание психологической и медицинской помощи, освоение внутренних личностных ресурсов и др.;
  • Разработка программ реинтеграции, задачами которых являются восстановление и становление конструктивных и эффективных связей с ближайшим и значимым окружением и сообществом в целом, необходимых как для его дальнейшей социальной адаптации, так и в качестве основы для поиска ресурсов для его развития и реабилитации;
  • Разработка социальных программ по заглаживанию вреда, причиненного противоправными или девиантными действиями подростка, необходимые для постепенной передачи подростку ответственности за уже совершенные действия, так и за перспективы построения своей дальнейшей жизни.
Категория: Мои статьи | Добавил: Sub-Zero (05.12.2009)
Просмотров: 6530 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Copyright MyCorp © 2024